Высокие нефтяные цены не сможет воскресить даже ирано-саудовский конфликт

Аналитики сырьевого рынка видят такой избыток «черного золота» на мировом рынке, который не может перевесить даже конфронтация между двумя главными странами нефтяного картеля ОПЕК – Саудовской Аравией и Ираном.

После разрыва дипотношений между Тегераном и Эр-Риядом биржа запаниковала, и нефтяные цены пошли в гору: на горизонте замаячила перспектива нарушения нормальных поставок нефти с Ближнего Востока в другие районы мира. Однако паника была недолговечной – в тот же день, понедельник 4 января, цены покатились вниз. Возобладал рыночный пессимизм: трейдеры считают, что спрос на нефть будет низким по причине плохого состояния мировой экономики, а предложение нефти – чрезмерно высоким, т.к. на рынке наблюдается переизбыток «черного золота».

Факторов, играющих против нефтяных котировок, много. Прежде всего, это – Китай: вторая экономика мира показывает признаки слабости. В декабре 2015 года сократилось промышленное производство в КНР: Шанхайская биржа отреагировала на эту новость 7% падением котировок, а потом и Нью-Йоркская – ведущая торговая площадка мира – дружно отправила под горку все ведущие индексы: Dow Jones (-1,58%), S&P (-1,53%) и Nasdaq (-2,08%). Портфель заказов китайской промышленности сокращается 10 месяцев подряд, отмечает финансовая служба CNN, и такая ситуация не сулит ничего хорошего мировой «нефтянке»: КНР занимает второе место в мире (после США) не только по объему экономики, но и по потреблению нефти, а также третье место (после США и Японии) по размерам нефтеимпорта.

Экономическая слабость – примета времени не только в странах, которые принято называть «развивающимися рынками» (Китай, Россия, Бразилия и др.): развитая рыночная экономика тоже демонстрирует маловдохновляющие результаты. Уолл-стритовская фирма Goldman Sachs предсказывает рост европейской экономики в 2016 году на 1,5%, и это – еще не худший прогноз для Европы. Плачевно обстоят дела в Японии. Америка пока держится (прогноз роста ВВП – в диапазоне от 2% до 3%), но она тоже в некоторой степени зависит от общемировой ситуации. В частности, на прибыли американских корпораций влияет способность (или неспособность) зарубежных потребителей американской продукции закупать товары из США.